Особенности монтажа конструкций ДШ с резиновым компенсатором

Деформационные швы
Рассмотрим наиболее распространенные ошибки монтажа конструкций.

Рассмотрим ряд принципиальных требований/рекомендаций ,  на которые стоит обратить внимание при монтаже деформационных швов с резиновым ленточным компенсатором, выполнение которых поможет обеспечить долговременную надежную эксплуатацию конструкций.

Все технические требования, о которых пойдет речь, приведены в нормативной документации, но, к сожалению зачастую выпадают из поля зрения при монтаже конструкций ДШ. 

Основные, наиболее часто встречающиеся, ошибки при монтаже конструкций ДШ можно разделить на 3 группы:

  • Недостаточное/отсутствующее  армирование конструкций ДШ 
  • Дефекты омоноличивания конструкций ДШ
  • Несоблюдение требований по  высотным отметкам  при монтаже конструкций ДШ

Армирование конструкций ДШ

Надежная анкеровка конструкции деформационного шва является одним из главных критериев его долговечности. Конструкция воспринимает значительные динамические воздействия как в вертикальном так и горизонтальном направлении. Для восприятия этих нагрузок очень важно чтобы конструкция ДШ была объединена с арматурным каркасом пролетного строения.

В соответствии с ОДМ 218.2.025-2012 «Деформационные швы мостовых сооружений на автомобильных дорогах» каждый второй анкер ДШ должен быть объединен сваркой с арматурными выпусками пролетного строения. Для продольных стержней  не менее 30% пересечений (п.п. 7.3.2 — 7.3.3).

Последовательность монтажа (выдержка из регламента по монтажу)
  • Деформационные швы, поставляемые с завода изготовителя закрепленными монтажными поперечными скобами краном подают в зазор между пролетным строением и устоем. 
  • Конструкцию ДШ примеряют к подготовленным для его установки местам в нишах в бетоне опор или плит проезда. В нишах отмечают места расположения коробов с траверсами для того, чтобы удалить мешающие установке ДШ арматурные выпуски в опорах или в плитах пролетного строения. 
  • Деформационный шов после его подачи на место установки можно временно опирать на пролетное строение и опору, используя поперечные заводские монтажные скобы с приваренным к ним монтажными опорными балками, либо опираться непосредственно коробами, устанавливая под них подкладки, или опираться приваренными к коробам стальными элементами (листы, профили, арматура).
  • ДШ выставляют на проектную отметку путем регулирования высоты подкладок под монтажными балками, либо под коробами ДШ.ДШ должен стоять в плане строго по прямой, что проверяется натянутой нитью, приложенной к крайним профилям ДШ.
  • Проверяется правильность положения ДШ поперек пролетного строения. ДШ должен совпадать с поперечным сечением пролетного строения. 
  • Проверяется параллельность верха балок (профилей) ДШ и верха коробов ДЦ (таким образом гарантируется правильная работа траверс ДШ).
  • Крепление ДШ к основным конструкциям начинают креплением одной из сторон ДШ к пролетному строению. Далее будет производиться сдвижка (раздвижка) ДШ на проектную величину и крепление второй стороны ДШ на устое.
  • Производят фиксацию положения ДШ прихватками стальных элементов к коробам и к горизонтальному листу пролетного строения, а также анкеров ДШ к арматурным выпускам железобетонной плиты проезда. Производится контрольная проверка положения ДШ.
  • Выполняют сварное крепление каждого второго анкера. (по возможности каждого) на одной его стороне к арматурным выпускам железобетонной плиты пролетного строения. 
  • Выполняют полную фиксацию коробов от горизонтальных и вертикальных смещений креплением к стальной плите основной конструкции приваркой стальных элементов 
  • Приварку элементов ДШ к элементам стального пролетного строения производят по указаниям проекта, СТО-ГК «Трансстрой»-005-2007 «Стандарт организации. Стальные конструкции мостов. Технология монтажной сварки» и технологической карте для данных работ.
  • При проведении всех сварочных работ необходимо закрывать резиновые компенсаторы от попадания брызг металла (листы металла, фанеры и т.п.).
  • Таким образом, посредством приварки анкеров и коробов к выпускам арматуры железобетонной плиты и к стальной плите пролетного строения одна сторона деформационного шва надежно фиксируется для проведения работ по сдвижке ДШ на установочное раскрытие. Вторая сторона ДШ в это время свободна и при вероятных температурных смещениях  пролетного строения допускается проскальзывание в местах ее опирания на устой.
  • Раздвижку (сдвижку) ДШ следует производить при максимально устойчивой температуре (рекомендуется в 4-5 часов утра), в отсутствие солнечной радиации и нагрева, в том числе неравномерного, пролетного строения. Желательно вести работы в пасмурную погоду. Перед началом работ по раздвижке (сдвижке) определяют температуру пролетного строения на время установки ДШ, после чего назначают величину его раскрытия согласно указаниям проекта (температурной таблице раскрытий  ДШ).
  • До начала раздвижки (сдвижки) ДШ, для обеспечения его раскрытия на требуемую температуру, необходимо срезать часть монтажных поперечных скоб ДШ (обычно до середины шва, для удобства производства работ; можно срезать все скобы) со стороны, где ДШ закреплен к основной конструкции. Раздвижку (сдвижку) следует начинать от одного края пролетного строения. По мере приближения к противоположному краю пролетного строения продолжить разрезание оставшихся монтажных скоб ДШ.
  • Для раздвижки (сдвижки) ДШ рекомендуется использовать фаркопфы и струбцины, закрепляемые к крайним профилям ДШ. По мере раздвижки (сдвижки) в проектное положение по ширине ДШ вторая его сторона фиксируется сваркой к арматурным выпускам опоры (сначала на прихватках, для ускорения процесса установки шва на температуру). Временную фиксацию положения ДШ по ширине можно производить сваркой заводских монтажных скоб ДШ в местах их резов.
  • Проверяется правильность положения ДШ по продольному и поперечному уклону.
  • Проверяется параллельность верха балок ДШ и верха коробов на соответствие проектным допускам. Чтобы исправить положение верха коробов можно поднять (опустить) край короба, предварительно закрепив короб у его основания к арматурным выпускам.
  • Выполняется капитальное сварное крепление второй стороны ДШ в его окончательном положении. Таким образом, шов полностью включается в работу по компенсации температурных перемещений пролетного строения.
  • После закрепления с арматурой выпусков на устое конструкция ДШ должна воспринимать перемещения мостового сооружения, не оказывая влияния на последующий процесс схватывания бетона омоноличивания стыка примыкания.
  • Время после капитальной фиксации ДШ к мостовым конструкциям и началом омоноличивания ниш должно быть максимально коротким для исключения случайных смещений элементов ДШ.

Несоблюдение данных требований может привести к тому, что конструкция ДШ после омоноличивания, в период схватывания и набора прочности бетона не будет включена в работу по восприятию перемещений пролетных строений и, как следствие, не будет обеспечено надежное крепление конструкции ДШ в бетоне.

Омоноличивание конструкций ДШ

При проведении омоноличивания конструкции ДШ бетон необходимо тщательно уплотнить глубинными вибраторами. Особое внимание уделить зонам у анкерных пластин, под коробами, под горизонтальными полками крайних несущих профилей ДШ, чтобы гарантировать отсутствие полостей, тем самым обеспечивая надежное опирание ДШ на бетон. Качество укладки бетонной смеси под полками крайних профилей производится по наблюдениям за появлением смеси в
предусмотренных для этого отверстиях.

Некачественное омоноличивание ДШ приводит к возникновению следующих прогрессирующих дефектов:

Последствия дефектов армирования и омоноличивания конструкций ДШ:

Соблюдение требований по  высотным отметкам  при монтаже конструкций ДШ

В швах заполненного и перекрытого типов положение поверхности проезда конструкции деформационного шва должно полностью соответствовать проектным уклонам верха покрытия проезжей части. Мы рекомендуем располагать ДШ на 4-5 мм ниже отметки верха покрытия. Это позволяет сформировать  «прикаточный слой» и обеспечить плавный, безударный проезд через ДШ.


Пример несоблюдения высотных отметок при монтаже ДШ:

Занижение уровня ДШ относительно проезжей части

Соблюдение требований и рекомендаций, приведенных в данной статье, позволяет обеспечить долговременную надежную эксплуатацию конструкций деформационных швов на мостовом сооружении, плавный и комфортный проезд. Надеемся данный материал будет Вам полезен.

При возникновении любых вопросов связанных с монтажом и эксплуатацией конструкций деформационных швов обращайтесь к нам удобным Вам способом. Специалисты нашего технического отдела будут рады помочь.

Телефон технического отдела + 7 499 189-42-87

E-mail: info@dshoch.ru

ООО Деформационные швы и опорные части