Переходная зона деформационных швов
ПУГМК (BJ BAUM)®
(прочно-упругая гранитно-мастичная композиция)
В настоящее время не решенной остается проблема состояния деформационных швов на мостовых сооружениях в период эксплуатации, так как образование колеи в асфальтобетонном покрытии, отрыв и разрушение асфальтобетона от кромки примыкания к деформационному шву приводят к активному воздействию ударных нагрузок от колес автотранспорта на деформационный шов, вследствие возвышения металлических профилей деформационных швов относительно асфальтобетонного покрытия, что приводит к преждевременному разрушению деформационного шва. До настоящего времени пока не найдено эффективного решения этой проблемы.
Мы разработали и запатентовали новое техническое решение по защите деформационных швов от нежелательных ударно-динамических воздействий и сохранению целостности дорожного покрытия в зоне деформационных швов в виде конструкции переходных зон «ПУГМК (BJ BAUM)» (прочно-упругая гранитно-мастичная композиция). «ПУГМК (BJ BAUM)» состоит из армирующего высокопрочного щебня и специального мастичного материала, имеющего упругие свойства и повышенную адгезию ко всем конструктивным элементам сопряжения.
Переходная зона «ПУГМК-БАУМ» устраивается с двух сторон от деформационного шва в верхнем слое асфальтобетонного покрытия на глубину от 70 мм и шириной от 300 мм в виде заполнения смесью щебня с вяжущим вырезанной в асфальтобетонном покрытии штрабе.
Конструкция ПУГМК (BJ BAUM) для многопрофильных типов конструкций деформационных швов.
Полимерно-битумная мастика «BJ BAUM» является вязко-эластичным вяжущим, с высокой адгезией к минеральным веществам, асфальтобетону и металлам. Эти свойства обеспечивают поглощение динамических воздействий в широком диапазоне внешних температур, благодаря холодно-упругим свойствам и высокой степени адгезии с соприкасающимися материалами.
Данная конструкция имеет более длительный срок эксплуатации, чем асфальтобетонное покрытие.
Применение данной конструкции переходной зоны на мостовых сооружениях г. Москвы с интенсивным движением дало положительный результат. В настоящее время имеются объекты с 6-ти летним сроком эксплуатации данной переходной зоны без каких-либо дефектов.
Материалы, применяемые для устройства переходных зон «ПУГМК (BJ BAUM)», в 2008 году были испытаны ФГУП «Росдорнии» и превзошли показатели других материалов, предлагаемые к применению в зонах примыкания дорожного покрытия к деформационным швам. Так при испытании на прочность при температурах плюс 20С и плюс 50С были получены средние значения прочности 4,7 и 2,6 соответственно, что в несколько раз превышает показатели для асфальтобетонных смесей. Так, например:
-
•для литого асфальта прочность при плюс 50С не превышает 0,7-1,0;
-
•для высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок прочность при плюс 200С не превышает 1,2-1,4, при плюс 50С не превышает 0,5.
-
•для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей при плюс 20С прочность не превышает 2,0-2,5, при плюс 50С не превышает 0,6-0,7
На основании полученных результатов ФГУП «Росдорнии» рекомендовало данные материалы для использования при устройстве переходных зон сопряжения.
Конструкция переходных зон «ПУГМК (BJ BAUM)» может выполняться как при новом строительстве – позволит увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия и деформационных швов, так и в качестве ремонтных мероприятий там, где колея уже образовалась – позволит отсрочить ремонтные асфальтобетонные работы.
Для проведения работ необходимо создание мобильного ремонтного комплекса, оснащенного оборудованием для закрытия и регулирования дорожного движения, полным комплектом оборудования, необходимым для данных работ, размещенного на автотранспорте в соответствии с технологическим процессом и комплектом необходимых материалов.
ООО «Деформационные швы и опорные части» имеет возможность по созданию такого комплекса и оперативному проведению ремонтных работ.
Переходная зона «ПУГМК (BJ BAUM)»
Новоарбатский мост, г.Москва.
Состояние через 4.5 года эксплуатации.
Мост через канал им. Москвы
на Ленинградском шоссе в г. Москве.
Состояние через 4.5 года эксплуатации.
Без переходной зоны
Северянинский мост, г. Москва.
Состояние через 2 года эксплуатации.
Рекомендаций по применению современных материалов в сопряжении дорожной одежды с деформационными швами мостовых сооружений
В связи с введением методических рекомендаций по применению современных материалов в сопряжении дорожной одежды с деформационными швами мостовых сооружений (ОДМ 218.2.002-2009), утвержденный Распоряжением Росавтодора от 28.07.2009 №270-р методический подход к конструированию сопряжения дорожной одежды с деформационными швами регламентируется данными рекомендациями. Соблюдение рекомендаций введенного ОДМ 218.2.002-2009 при проектировании и устройстве деформационных швов повысят надежность (работоспособность, ремонтопригодность и срок службы) участков сопряжения и самих деформационных швов.
В п. «в» раздела 5 рекомендациями указано на недопущение переменной толщины покрытия проезжей части моста в зоне деформационного шва. Соответственно в деформационных швах , конструкция которых предусматривает уменьшение толщины покрытия у деформационного шва, должен быть устроен специальный переходной участок с повышенными прочностными характеристиками. В соответствии с этим ниже приведены варианты конструкторских решений по переходной зоне ПУГМК-БАУМ (прочно-упругая гранитно-мастичная композиция) для использования при проектировании деформационных швов.